В Украине 18 мая вступил в силу новый закон об усилении мобилизации. Для нужд ВСУ у граждан могут изымать авто – эта норма вызвала общественный резонанс. Стало известно, что речь идет, в частности, о кредитных и лизинговых транспортных средствах.
Некоторые украинские банки уже намекают на сокращение количества кредитных сделок на приобретение автомобилей. Вместе с тем финансовые учреждения призывают к четкому законодательному урегулированию вопроса мобилизации с учетом интересов – как своих, так и заемщиков.
Руководитель финансовой компании "Атом финанс" Александр Ярецкий отметил, что по новому закону нельзя оформлять под залог только транспортные средства, на которые есть наряд на изъятие для нужд армии. Однако банк должен знать о ситуации с конкретным авто. Это можно сделать, получив данные по ТЦК.
Есть сомнения, будут ли военкоматы массово выдавать такие справки, и согласятся ли заемщики обращаться за ними. А неопределенность приведет к сворачиванию объемов автокредитования.
Относительно лизинга авто возникает еще больше вопросов. Новые машины регистрируют на лизинговую компанию, передающую их клиенту. И они остаются собственностью компании до момента, пока заемщик не выплатит полную сумму. При этом ему разрешено пользоваться транспортным средством.
Пока непонятно, как лизинговые автомобили можно передавать ВСУ, потому что формально они находятся в собственности лизинговой компании, а фактически – у клиентов. Возникает вопрос, о каких автомобилях должны отчитываться лизинговые компании – тех, которые оформлены на них, или тех, которые находятся у клиентов.
Вместе с тем Ярецкий подчеркнул, что все риски лежат на лицах, которые оформили авто в лизинг. Они обязаны выплатить компании всю сумму, независимо от того, подлежит ли авто мобилизации.
Ранее стало известно, что в Раде рассматривается возможность демобилизации украинских военнослужащих. Это связано с перевыполнением плана призыва, о котором сообщили в Генштабе.