С начала войны в Украине участились случаи финансовых махинаций различного характера. Согласно опросу Национального банка из почти 113 тысяч опрошенных украинцев 11% за последние 1,5 года становились жертвами мошенников.
НБУ в партнерстве с компанией "Опендатабот" проводит масштабный просветительский проект, призванный проверить знания украинцев по противодействию кибермошенничеству. Проект предусматривает опрос пользователей о том, как часто они сталкиваются с кибермошенничеством во время войны.
На сегодняшний день участие в опросе взяли более 112,9 тысячи пользователей. По поточным результатам, каждый девятый опрошенный (11%) становился жертвой мошенников с начала полномасштабного вторжения. Пользуясь ситуацией и сложным положением граждан, преступники адаптировали мошеннические схемы под сегодняшние реалии и обманывали людей якобы от имени банков. Чаще всего гражданам обещали финансовую помощь от государства, международных и благотворительных организаций.
Результаты опроса показали, что чаще всего преступники обманывают молодежь в возрасте 18 – 24 лет (14% опрошенных) и людей старше 65 лет (11,5%). Почти треть жертв мошенников потеряли около 500 гривень, еще четверть опрошенных лишились более 5 000 гривень на счетах.
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
Большинство случаев мошенничества (52,7%) связаны с покупкой или продажей товаров в интернете. На втором месте по распространенности находится фишинговые атаки с долей 18,6%. Затем идут другие часто встречающиеся мошеннические схемы, такие как взлом аккаунтов в социальных сетях (12%) и сбор финансовой информации по телефону (10,2%).
Основной хитростью, используемой в отношении потенциальных жертв, является сбор данных о банковских картах граждан и одноразовых паролей, необходимых для подтверждения операций. Важно помнить, что эти конфиденциальные данные не должны передаваться никому, но, тем не менее, люди все равно становятся жертвами этой уловки.
Половина всех случаев мошенничества, связанных с платежными картами, произошла из-за применения социальной инженерии. Соблюдение правил безопасного использования платежных карт и постоянное напоминание о них могли бы предотвратить финансовые потери, как подчеркнули в Национальном банке Украины.
Один из распространенных видов финансового мошенничества - с помощью платежного механизма BLIK. Это широко используемый метод онлайн-оплаты в Польше. Мошенники могут отправлять пользователям фальшивые электронные письма, SMS-сообщения или уведомления, выдающие себя за официальные источники или банки, запрашивая доступ к вашему аккаунту BLIK или требовать предоставить личные данные, такие как номер карты или одноразовый пин-код.
Ранее сообщалось, что в Украине с начала октября обанкротился еще один банк.